Часть I

 

 

3 мая, утро. Выезжаем в Афины, вернее в пригород Афин, в столичный порт Пирей, откуда отправимся на корабле по морю на остров Эгина в монастырь святого Нектария Эгинского.

В дороге Петр Николаевич объясняет, что возможны два варианта поездки на остров: на пароме – это займет часа полтора; или на быстроходном судне «Дельфин» на подводных крыльях, который домчит нас туда в два раза быстрее. Понятно, что и билеты на быстрокрылый «Дельфин» вдвое дороже.

Внимательно смотрим в окно: не появится ли на горизонте величественная панорама греческой столицы.

Но пока ничего не говорит о приближении к городу, в котором проживает половина населения страны. Дорога довольно узкая, по одной полосе движения в каждую сторону. Вдоль дороги, как у нас березки, стоят эвкалипты.  Иногда вдалеке на

фоне гор появляются деревни с одинаковыми белокаменными домами. День сегодня солнечный, но не жаркий – прекрасная погода для путешествия.

Петр Николаевич напряженно смотрит вперед. Видимо сейчас за поворотом появятся Афины. Так и есть. «Внимание!» - произносит гид в микрофон, - «Впереди Парфенон! Мы видим самый высокий холм в этой местности - Ликавитон, там стоит храм Георгия Победоносца. Именно там, на этом холме впервые состоялись мусийские состязания. Муса – по-гречески музыка.

 

Эти состязания – нечто вроде современных музыкальных конкурсов. Здесь на другом холме – холме Аполлона находится могила Мусея. От его имени происходит слово музей. Мусей и Орфей обладали удивительными музыкальными талантами, вызывали у людей лучшие чувства. (Чувства – по-гречески эстеси. Отсюда происходит слово эстетика).

Удивительна дорога в Пирей. Сейчас мы видим Парфенон, то есть - здание посвященное деве, ведь парфена по-гречески дева.

Мы подъезжаем к Сароническому заливу Эгейского моря. Перед нами Лукавитос – другой холм высотой более 200 метров. Здесь свои подвиги совершил герой Академ. (От его имени происходит слово академия). Здесь произнес Аристотель свою знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Здесь Сократ открыл париопаимческую философию. Париопат – по-гречески прогулка. Сам Сократ проходил пешком ежедневно по 14 километров, при чем ходил он босиком, считая, что земля священна и имеет особую силу.

К этому холму пришел апостол Павел. Это было место для суда. Верховный суд и в древней, и в современной Греции называется ареопаг. Ареопаг – по-гречески холм. Считалось, что этот холм был посвящен богу войны сыну Зевса и Геры Аресу.

Удивительно было отношение к этому языческому богу у древних греков: его не любили, и, даже во время войн не приносили ему жертвы, в отличие от язычников-римлян, почитавших Марса. Арес представлялся грекам, как бог яростной и кровавой бойни, обожавшим войну ради самой войны. Для него было совершенно безразлично, из-за чего разгорелась война. Его радовали воинственные вопли и запах крови. Не было такого боя, куда бы не вмешался Арес. С большим щитом, с бронзовым мечом, в медных латах, он внезапно появлялся на поле брани, сея вокруг себя смерть. Обычно его сопровождали сыновья Деймос и Фобос, воплощение ужаса и страха, впереди его колесницы носились богиня раздора Эрида и богиня неистовой резни

Энио. Воинским ремеслом Арес владел в совершенстве, можно не сомневаться, но в бою был ненадежен и мог переметнуться с одной стороны на другую. Что касается внешности, то Арес выглядел вполне интересным мужчиной. В него даже влюбилась богиня любви Афродита, и даже имела от него пятерых детей. Но Аресу не поклонялся никто, его не любили, ни люди, ни боги. А потому, здесь, на холме Ареопаг произошло невиданное по дерзости для языческой Греции событие: люди, желая мира, призвали бога Ареса к ответу.

Здесь, на холме Ареопаг, жил античный герой Нарцисс (Наркисс). В его честь назван цветок, ибо по легенде он, после укуса ядовитой мандрагоры, потерял интерес к жизни, все время смотрел в реку Киккос, и, влюбившись в свое отражение, умер от тоски. Несчастный Наркисс превратился в прекрасный цветок. От его имени происходит слово наркоз. Быть может, помните картину Брюллова в Русском музее Санкт-Петербурга "Нарцисс, смотрящий в воду".

Кстати, картина по-древнегречески пинакс. Отсюда более современное греческое слово – икона».

Мы прибываем в порт Пирей. Автобус останавливается в 30 метрах от причала. Выходим, осматриваемся. Порт кажется бесконечным: всюду корабли, большие, малые, средние, огромные… Нам рассказали, что сюда в день прибывает и отправляется около тысячи судов. Порт дает работу, порой однодневную, многим-многим иностранным гражданам.

Петр Николаевич объявляет нам, что через 15 минут от ближайшего причала на Эгину отправиться катер на подводных крыльях «Дельфин». Нам нужно очень быстро приобрести билеты в кассе. Цена билета до Эгины – 10 евро, а цена

обратного билета, из Эгины в Пирей, - 8 евро.

Оказалось, что быстрокрылый «Дельфин» очень похож на наше российское судно «Метеор». Почти точная копия. Кто кого копировал? Поднимаемся на борт. Петр Николаевич предлагает занять места в первом салоне, там меньше шума. С удивлением отмечаю, что у каждого сидения в салоне есть ремни, как в самолете. Мне много раз приходилось плавать на наших «Ракетах» и «Метеорах»,

там никаких ремней нет, но ведь плавал я по Волге, а сейчас предстоит морское путешествие. Внимательно смотрю на гида, он садиться на сидение в первом ряду и тут же пристегивается ремнем. Я опускаюсь на сидение рядом, и робко спрашиваю, обязательно ли пристегиваться. Петр Николаевич молча кивает. «Неужели, во время движения так сильно качает?», - спрашиваю я. «Скоро узнаете», улыбаясь, отвечает гид.

Минут через пять начинает работать мотор и весь корабль теперь сотрясает мелкая дрожь. Медленно покачиваясь «Дельфин» выходит из порта, набирает скорость, но никакой сильной качки нет. Я уже собираюсь спросить, не лишняя ли это предосторожность – ремни, возможно нужны они только при волнении на море, но тут корабль резко бросает вправо. Рывок настолько сильный и неожиданный, что кто-то из пассажиров выронил книгу, у кого-то слетели очки. «Только не отстегивайте ремни!», - кричит сквозь шум двигателя Петр Николаевич. Он поворачивается к нам, и уже не повышая голоса говорит: «Одна из моих диссертаций по географии, поэтому я так подробно рассказываю вам,… быть может, слишком подробно, о

расположении городов, расстояниях между ними… Остров Эгина, куда мы сейчас и едем, находится в центре Саронического залива. Площадь его составляет 85 кв. км, протяженность береговой линии - 57 км. Население остро ва около 15000 человек, большинство из которых занимается, выращиванием фисташек. Прославленные "эгинские фисташки" - главный продукт острова. Кроме постоянных жителей, здесь много афинян, которые имеют на острове загородный дом или роскошную виллу, они приезжают сюда на выходные дни в течение почти всего года.

Согласно мифологическим преданиям, первым царем острова был герой Эак, сын Зевса и нимфы Эгины, переименовавший в честь матери остров из Эноны в Эгину. Эгина была обитаемой с древних времен, об этом свидетельствуют находки в местности Колонны возле города Эгины, датируемые около 3000 г. до Р.Х. Позднее на остров прибыли минойцы, а затем - ахейцы и дорийцы. С середины II тыс. до Р.Х. Эгина много торговала, т.к. была уже мощной морской державой. Ее корабли перевозили продукты и главным образом керамику на Киклады, Крит и на материковую Грецию. Расцвет этого острова пришелся на VI в. до Р.Х., когда Эгина,

бывшая тогда независимой, становится первым полисом Греции, чеканившим монету. Несмотря на соперничество с Афинами и Пиреем, Эгина стала союзником Афин в битве при Саламине, однако никогда не доверявшие Эгине афиняне в середине V в. до Р.Х. захватили остров. Позднейшая история острова не отличается особенно от истории остальной Греции. Участие острова в национально-освободительной войне 1821 года против турок было значительным, поскольку Эгина стала местопребыванием первого правительства Греции во главе с Каподистрией до того, как оно переехало в Навплион.

Когда прибудем в порт Эгины, обратите внимание на собор у причалов, именно в нем дало присягу первое правительство Греции. Цель нашего путешествия на Эгине - женский Монастырь святителя Нектария, в котором провел последние годы жизни этот святой и в котором хранятся его святые мощи. В ноябре сюда устремляется особенно много паломников, день памяти святителя - 9 ноября. Мы с вами отправимся к монастырю на такси, по три человека в машине. Дорога займет минут 12.»

Я нахожусь в более выгодном положении, чем мои спутники, ведь я сижу рядом с Петром Николаевичем, и шум мотора не мешает мне слышать каждое его слово. Корабль еще несколько раз резко бросает из стороны в сторону, а потом начинается небольшая качка сверху вниз. К счастью дорога к острову занимает всего несколько минут. Теперь мы медленно двигаемся в порту города Эгина. Никому из пассажиров не стало плохо, все улыбаемся, рады, что удачно перенесли «полет» над водой, отстегиваем ремни.

Найти 4 машины такси в порту оказывается делом одной минуты. Мы даже не успели осмотреться. «Ничего!», - успокаивает Петр Николаевич, - «У вас еще будет здесь достаточно свободного времени».

Рассаживаемся в автомобили. Замечаю, что все машины такси одного класса, не успеваю заметить их фирму производителя, но это точно не марки престижных автоконцернов. Все машины похожи на нашу «Волгу».

Таксисты едут очень быстро. Не удается как следует рассмотреть остров. Отмечаю только, что очень много зелени и старинных домов. Высоких зданий нет вовсе.

К монастырю подъезжаем неожиданно. Не видно ни высоких храмов, никаких других построек, говорящих о приближении к обители. Такси останавливаются у невысокой стены, не то здания, не то забора. В этой стене есть дверь, куда нам и предлагают заходить. Мы прибыли в монастырь Нектария Эгинского.

Входим с крестным знамением… Первое, на что обращаем внимание – это огромное количество цветов. Мы в цветущем парке! Всюду, деревья, кусты, многие из которых покрыты цветами разных красок. Здания монастыря небольшие, дорожки выложены каменной плиткой, и всюду на дорожках стоят вазы, глиняные горшки и миниатюрные клумбочки с цветущими растениями. Создается впечатление, что попал в иной мир. Бывает ли такое?

Монахинь не видно. Вот прошла вдалеке по своим делам в черном облачении сестра… Снова никого. А вот вышла из

небольшого здания и пошла навстречу к нам другая. Но она тоже идет по делу, прошла мимо, а, поравнявшись с нами, поклонилась. И мы ответили запоздалым поклоном.

Облачение монахинь простое и удобное, из небогатой хлопчатобумажной ткани. Да и сами монахини просты, взгляд не строгий, добрый. Всем кланяются.

Сразу вспомнил своего деда, который жил в деревне в Нижегородской области, где люди, при встрече, приветствовали друг друга поклоном. Сейчас этот обычай почти утрачен.

Петр Николаевич просит нас подойти к нему поближе, и начинает рассказ о святынях монастыря. Вдруг мы замечаем, что среди нас стоит монахиня, она улыбается, слушая нашего гида. Как она оказалась рядом с нами, когда подошла – никто не заметил. Петр Николаевич прерывает свой рассказ, и тогда монахиня обращается к нему с каким-то вопросом. Ответ следует быстро: «Мосха». Монахиня вскидывает руки вверх, в глазах ее восторг. Она что-то быстро говорит… Петр Николаевич

подходит ко мне: «Брат Сергий! Не согласитесь ли Вы рассказать сестре Евфимии об одной русской иконе, которая находится в ее этой монахини? Сейчас сестра Евфимия принесет эту икону». Напряженный взгляд монахини устремлен на меня. Она ждет ответа так, будто от него зависит очень многое в ее жизни. Какая икона храниться у нее в кельи? Смогу ли я рассказать о ней? Немигающие глаза смотрят на меня в ожидании. Я молча киваю. Монахиня тут же уходит и вскоре возвращается с маленькой иконкой. Это не писанная, обычная именная икона, размером 5х7 см., такие продаются в наших церковных лавках по 10 – 20 рублей.

Монашка же держит ее в руках, как хрупкую драгоценность, передает мне ее очень осторожно. Это икона мученицы Валентины, имя святой написано на церковнославянском языке. На обратной стороне иконы на русском языке - тропарь

святой. Стоит дата: 308 г.  Петр Николаевич переводит мне просьбу монахини рассказать ей об этой русской святой. Я отвечаю, что святая эта не русская, а пострадавшая за веру в 308 году по Рождестве Христовом, скорее всего при императорах Диоклитиане, Максимиане. Читаю тропарь – Петр Николаевич переводит, сестра Евфимия внимательно слушает. Затем, приняв икону, говорит, что обратилась в молитве с просьбой к этой святой, просимое

исполнилось на следующий же день. Петр Николаевич просит сестру Евфимию провести нас по монастырю. Монахиня же требует, чтобы мы сначала прошли в трапезную, где для нас будет приготовлено угощение…

Святые мученики Павел, Алевтина (Валентина) и Хиония происходили из Египта. Во время гонения на христиан императора Максимина (305-313) они были приведены в Кесарию Палестинскую. Без малейшего страха перед правителем они исповедали себя последователями Христа. В 308 году сестры Алевтина и Хиония после безжалостных истязаний были сожжены, а Павел обезглавлен.

Мы входим в небольшое помещение трапезной. Сестра Евфимия предлагает нам немного подождать, присесть в удобные кресла у стены или сразу рассаживаться

за длинным столом. Она скрывается за дверью служебного помещения, откуда слышен оживленный разговор сестер. Петр Николаевич чему-то улыбается. На мой вопросительный взгляд отвечает: «Сестра Евфимия просит, чтобы наше угощение состояло не только из традиционных кофе и лукума» Вскоре на столе появляются сладкие пироги, печенье, вазы с лукумом, чайники. Наши женщины помогают организовать трапезу.

Есть во многих российских монастырях обычай во время трапезы читать жития святых, память которых совершается в данный день. Есть такой обычай и в некоторых греческих

обителях. Но мы, к сожалению, не знаем греческого, а потому и во время трапезы слушаем рассказы нашего гида.

После трапезы нас проводят в комнату, где последние 12 лет жил святитель Нектарий, показывают его вещи, иконы, перед которыми молился этот святой. Рассказывают о нем.

Удивительны эти рассказы и записанные воспоминания сестер монастыря. Сама жизнь святого показывает, что с раннего детства имел он крепкую веру в Бога. В юности святителя произошел с ним такой случай: «Будучи очень бедным, отрок не гнушался никакого труда. В Константинополе ему удалось устроиться на работу в магазин. Здесь, верный своей мечте - духовно помогать ближнему, он начал писать на обёртках продававшихся товаров изречения святых отцов.

На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Юноша, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своём бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: "Господу Иисусу Христу на Небеса". По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Изумлённый торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал

на имя бедного отрока деньги. Благодаря чему, будущему святителю вскоре удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня, и продолжить своё образование».

Вот одно из поучений святителя: "Добрая совесть - это самое великое из всех благ. Она - цена душевного мира и сердечного покоя"

Даже ребенком будущий святитель удивлял многих взрослых. В 1866 он  отправился из Константинополя домой, чтобы провести Рождественские праздники в кругу семьи. Во время путешествия начался шторм. Мачта корабля надломилась, не выдержав натиска ветра. Все были в ужасе,

он же, не растерялся: снял с себя ремень, привязал к нему свой крест и стянул мачту. Одной рукой он придерживал мачту, другой осенял себя крестным знамением и взывал к Господу: просил о спасении судна. И корабль, с перевязанной ремнем мачтой, благополучно прибыл в порт.

При рукоположении в диаконы, 15 января 1877 года, в день годовщины его крещения, было дано святому имя Нектарий, означающее “напиток бессмертных”. Это новое имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни, и из него самого, словно ручей, истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.

«Из воспоминаний монахини Евангелины, записанных в 1972 году Манолисом Мелиносом: "Он был как бесплотный... Имел какую-то особую привлекательность. Весь светился... У него было спокойное лицо. А какую чистоту источал его взгляд! Эти голубые глаза... Казалось, что они говорили с тобой и призывали тебя к Господу... Он был полон любви ко всем, был смиренный, милостивый. Он был человек любящий молчание".

В 1889 году святой назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: "Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения". Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение. Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали любовь и уважение верующих.

Сам святитель Нектарий так говорил “Когда человек понимает свое предназначение, что он — сын Бога Небесного, то есть Высшего Добра, тогда он начинает смотреть на блага мира сего с известной отрешенностью, равнодушием. Конечно, добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире, но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им.”

Когда владыка получил место проповедника в провинции Эвбея, слава о нем стала быстро распространяться, скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева

Ольга, познакомившись со старцем, а вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы имени братьев Ризари в Афинах. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост. Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Оказалось, что владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника.

За своё великое смирение и любовь к людям Владыка Нектарий удостоился даров : прозорливости и исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни. В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.

Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он оставил школу и переселился на на остров Эгина. Двенадцать последних лет своей

жизни провел он на этом острове, который в скором времени стал местом паломничества для многих верующих. А пока предстояло много работы по восстановлению монастыря... Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. Сестры безропотно выполняли порученное, но по его молитвам святителя на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования...

Как-то раз к Владыке за помощью обратилась бедная пожилая женщина. Она рассказала, что на ее оливковое дерево "напали красные мошки", которые уничтожают листья дерева, просила благословить оливу. Владыка осенил дерево крестом, и к всеобщему удивлению присутствующих, "с дерева поднялось облако мошек и улетело".

Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.

По свидетельству монахинь, многие верующие почитали Владыку как святого: верующие рассказывали, что видели как во время молитвы он "весь светился". А одна из монахинь удостоилась увидеть, как Владыка Нектарий преобразился во время молитвы. Она рассказывала, что когда он молился с воздетыми руками, то был "на две пяди поднятым над землёй, при этом лицо его совершенно преобразилось - это был лик святого".

И в то же время все отмечали необычайную скромность и простоту святителя Нектария. В монастыре он служил, как

простой иерей, а архиерейское облачение всегда висело около иконы Божией Матери. Питался старец очень скромно, основной его едой были бобы.

В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца. Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми

перевязывали старца, источали необычайные аромат»з воспоминаний монахинь монастыря: «Однажды в монастырь приехали паломники из Канады, они попросили, чтобы старец Нектарий помолился об исцелении парализованного

родственника. Владыка пообещал помолиться. Спустя некоторое время в одно из воскресений Владыку увидели в том самом канадском храме, куда привезли больного. Очевидцы рассказывали, что Владыка Нектарий, выйдя из Царских ворот, произнёс слова: "Со страхом Божиим и верою приступите!" и позвал больного к причастию. К всеобщему удивлению больной тут же встал и подошёл к Владыке. После литургии старец исчез. Канадец, получивший таким чудесным образом исцеление, сразу же отправился на остров Эгина благодарить Владыку Нектария. Увидев в монастыре старца, он в слезах бросился к его ногам.

8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился.

Из воспоминаний монахини Нектарии: "Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики

Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома... Его несли на руках. Те, кто нёс гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили её в шкафы, как святыню и уже больше не надевали... Все мы сёстры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки - между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало".

Духовная дочь старца Мария рассказывала, что, провожая старца в последний путь, положила ему в гроб букет незабудок. А когда через пять месяцев, при перезахоронении, открыли гроб, то все были необычайно удивлены, увидев, что не только тело и одежда праведника не подверглась тлению, но и цветы сохранили свою свежесть.

Много чудесных исцелений произошло у могилы старца Нектария. Следует отметить, что жители греческого острова Эгина, по молитвам праведника, были защищены и во время оккупации. После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики вылетавшие бомбить о. Крит, пролетая мимо острова Эгина, не видели его (и это, не смотря на хорошую видимость, и отсутствие облачности).

5 ноября 1961 года Владыка Нектарий был причислен к лику святых Православной Церковью. (Если хотите прочитать житие святителя Нектария полностью, увидеть иконы и фотографии святого – обратитесь к ссылке ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НЕКТАРИЯ ЭГИНСКОГО).

До посещения этого монастыря я почти ничего не знал о святом Нектарии. Не знал, что этот святой имеет благодатную силу исцеления больных раковыми заболеваниями. Женщины из нашей группы рассказали чудесную историю об исцелении прихожанки одного из храмов в г. Киеве,  произошедшем прямо во время молитвы перед иконой святителя несколько месяцев назад. Позже я нашел заметку в газете об этом случае. Вот она:

"В Киеве зафиксирован случай чудесного исцеления женщины после молитвы перед иконой святителя Нектария Эгинского, сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Об этой истории рассказал настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» доктор богословия, священник Олег Мельничук,: «Наш храм является уникальным и единственным на Украине. Сегодня его прихожане – беременные женщины и мамы после родов. Три года назад я был в Греции. Отец Нектарий, который привозил в Киев Животворящий Крест, подарил мне мощи святителя Нектария Эгинского – его небесного покровителя. Мы приложились к мощам святителя, купили там его икону, и мощи вложили в икону. Святитель во время своей земной жизни прославился как помощник при онкологических заболеваниях. Его икона находится у нас в храме. Однажды настоятель храма Архистратига Божия Михаила попросил эту икону на некоторое время в свой храм на поклонение. И там произошел такой случай.

Одна прихожанка во время служб молилась и просила у святителя Нектария помощи. У неё был диагноз – онкологическое заболевание, которое дало осложнение на зрение. Она ослепла, поэтому, приходя к святителю Нектарию, молила об исцелении. 12 октября нынешнего года она приложилась к иконе святителя Нектария и тут же почувствовала сильнейшую боль. Женщина посмотрела вниз и увидела кровь, она поняла, что прозрела. Обследовавшие ее в Институте микрохирургии глаза врачи сказали, что никакой опухоли у нее уже нет. Сегодня эта

женщина жива, здорова, является прихожанкой этого храма, благодарит Бога и святителя Нектария за чудесное исцеление. А икона святителя Нектария находится в храме иконы Божией Матери «Помощница в родах», даруя людям надежду, любовь и душевное тепло»".

Хочу предложить благочестивому читателю еще один короткий рассказ о чудесах исцелений по молитвам святителю Нектарию. Рассказывает священник Алексей Казанчев:

"Мы, грешные люди, при лечении своих болезней, совсем забываем, что лечить нужно не только тело, но и душу. Без помощи Божией и Его святых угодников сделать это невозможно. Мы всё думаем, что Церковь нас заставляет

что-то делать «духовное». Нет! Господь наш Иисус Христос установил Свою Святую Церковь как раз для того, чтобы человек мог получить Божественную помощь для лечения своей мятущейся души и страждущего тела. И удивительная помощь святителя Нектария чудотворца очень наглядно указывает на это. На греческом острове Эгина находится Троицкий монастырь. Здесь в начале XX века подвизался святой Нектарий, митрополит Пентапольский, устроитель этой обители.

Вся его богоугодная жизнь, с первых шагов и до благословенной кончины, оставила по себе заметный след в христианских душах Ближнего Востока, Греции и других стран. Он стал неугасимым маяком на Эгине, источая свою благодать и благословение Божие на весь мир. Сам перенёсший немало скорбей и скончавшийся от тяжкой и мучительной болезни, он, после преставления своего, особенно часто является помощником для тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле -

безнадёжных больных, обречённых, казалось бы, на неминуемую смерть. Невозможно перечислить и описать все чудесные исцеления, совершившиеся и совершающиеся благодатной помощью святого Нектария. День за днём, за годом год, приезжают паломники из самых разных уголков земного шара на остров Эгина поклониться святым мощам Божьего угодника, попросить у него помощи. О! Как скор и щедр святитель на эту божественную помощь! Рака (гробница) с его многоцелебными мощами окружена бесчисленными подарками- драгоценностями, крестиками, именными подарками, золотыми и серебряными медальонами. Это - всё благодарность от выздоровевших людей. В Москве в

детском Онкологическом Центре на Каширском шоссе есть православная часовня, в которой находится чудотворная икона святителя Нектария, освящённая на его святых мощах. Перед ней молятся святому об исцелении больные дети и их родители. И эта икона тоже украшена крестиками, цепочками, медальонами..."

Если хотите почитать описания многочисленных чудес, произошедших по молитве святителю Нектарию – обратитесь к ссылке ЧУДЕСА.

Обратиться к некоторым трудам святителя можно по ссылке: ИЗ ТРУДОВ СВЯТИТЕЛЯ НЕКТАРИЯ ЭГИНСКОГО.

Существует АКАФИСТ святителю Нектарию на русском языке.

Сестра Евфимия проводит нас по монастырю. Теперь она не отходит от меня, мы так и передвигаемся вместе плечо в плечо: сестра Евфимия, Петр Николаевич и я, а впереди и позади нас – другие паломники нашей группы. Петр Николаевич переводит интересный рассказ монахини. Мы узнаем о страшной авиакатастрофе, в которой погибли иерархи греческой церкви; видим уникальный документ, который оставили они за несколько лет до катастрофы в монастыре – документ-покаяние. Нас проводят в комнату, где жил святитель Нектарий, показывают его келейные иконы. С благоговением прикладываемся мы к  раке с

его святыми мощами, к сосуду, в котором храниться глава святителя. Затем нам

предлагают пройти в строящийся храм святителя Нектария. Храм очень большой, находится он не на территории монастыря, а рядом – под горой. Спускаемся по извилистой дорожке-лестнице к этому красивому храму. Входим, прикладываемся к раке, где храниться правая рука святителя. Рассматриваем роспись. На стенах не только иконы Спасителя и Богородицы, здесь изображены и фрагменты жития святителя Нектария. Краски яркие, в отличие от росписей наших храмов, присутствует много голубого цвета: море, небо. Солея полукруглая, а на ней мозаикой выложена географическая карта местности, в центре – остров Эгина.

Мраморный пол, колонны, аркады, обязательные ряды деревянных резных стульев с двуглавым орлом – гербом Византии…

Здесь все наоборот, как в иконописи – обратная перспектива: спускались с горы к храму, а ощущение такое, что поднялись еще выше в неземное. Даже архитектура храма создает впечатление легкости, массивные верхние арки словно висят в воздухе, а потому и весь храм кажется невесомым, воздушным.

Выходим на улицу, теперь я замечаю, что вокруг много незнакомых мне видов кустарников, почти все они покрыты цветами. На некоторых кустарниках сотни пчел собирают нектар. Вокруг очень много пасек. Фотографирую куст с красными пушистыми цветами и сразу делаю несколько шагов назад, т.к. пчел вокруг очень много.

Собираемся на площади перед храмом, скоро сюда должны, по договоренности,  подъехать несколько машин "такси".

Воспользовавшись тем, что машин пока нет, я решаю обойти храм вокруг. Фотографирую его со всех сторон. Широкая полоса асфальта тянется от стен храма метров на тридцать. "Очень удобно проводить Крестный ход, при большом стечении народа", - думаю я.

За асфальтированной площадкой красивый газон, деревья, цветы, цветущие кустарники. Внимание мое привлекает вдруг красивое здание, утопающее в зелени метрах в пятидесяти

от храма. "Почему зеленые насаждения так близко расположили

к этой часовне?", - думаю я, - "Ведь ее совсем не видно, я и заметил-то ее не сразу. А почему на куполообразной крыше нет креста? Видимо, часовню только строят, и крест еще не успели установить". К зданьицу ведет асфальтированная дорожка-аллея. Прохожу по ней, вижу, что двери находятся с разных сторон здания. Да ведь это… общественный туалет!... (С удивлением отмечаю, что наша поездка так хорошо организована, что я ни разу не бывал в Греции в общественном туалете. Наш автобус постоянно делал остановки у отелей, у кафе и таверн, где всегда можно было

посетить "маленькую комнатку". А здесь – настоящий, большой, общественный…)

Захожу… Впечатление такое, что зашел в музей. Мрамор,… свет,… белизна,… чистота!... На столике лежит туалетная бумага, шампунь для рук, здесь же в красивой вазе стоит букет цветов! И пахнет цветами! Но, ведь я нахожусь не в столичном пятизвездочном отеле, а в отдаленном от Афин городке. Возможно ли такое в российской провинции?...

Вредно! Ох, вредно нашему российскому человеку ездить за границу. Ну, почему бедные греки, не имеющие ни своей индустрии, ни большой территории, почти ничего не экспортирующие, малочисленные (их всего-то во всей своей стране - 12 миллионов), могут так хорошо жить? Все у них чисто, аккуратно, культурно… Все радостные, улыбающиеся, ни одного бедного, малоимущего, и олигархов нет; правительство свое

любят, страной гордятся, в армии служат с радостью, после двух часов дня уже не работают, преступности не имеют, правила движения на дорогах и другие законы

соблюдают беспрекословно! Почему, проехав больше тысячи километров по дорогам этой страны, я не видел ни одной аварии, ни одной пустующей деревни, даже ни одного разваливающегося, брошенного или ветхого строения? В чем дело? Где хранят греки свою великую недоступную нам тайну? Добыть бы ее для Родины, а то, уж очень за Державу обидно!

А в самом деле, не спросить ли в лоб у Петра Николаевича об этой тайне? Может поделиться по братски?

Пусть каждый грек – патриот и герой, как мальчиш-Кибальчиш, но я-то уж точно не "проклятый буржуин".

С этими мыслями возвращаюсь на площадь перед храмом. Туда уже подъехала первая машина-такси. "С чего это я так «завелся»?" – спрашиваю себя. Вспоминаю вдруг фрагмент художественного фильма о Коллонтай. Западный журналист задает советской женщине-дипломату вопрос: "Разве есть в России какие-то прогрессивные изменения? Я недавно был у вас в

стране и не обнаружил там даже теплых сортиров". Ответ Коллонтай: "Каждый замечает то, что его больше всего интересует". Неужели, этот красивейший общественный туалет вызвал у меня такой поток рассуждений? Или это просто была последняя капля?...

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz