Часть II

 

 

 

 

Возвращаюсь на площадь перед храмом. Все заказанные "такси" уже прибыли. Размещаемся по 3 человека в машине и снова направляемся в порт Эгины.

Оказывается, что ближайший "Дельфин" отправится в Пирей только через полтора часа. Нам предоставляется свободное время.

У причала, куда только что привезли нас "такси" есть и другой транспорт – гужевой. Извозчики здесь не "дремлют на каблучке", в ожидании пассажиров.

Они сидят за столиками в ближайшем кафе. Их легко узнать, т.к. расположились они лишь с одной стороны каждого стола: так им удобно наблюдать, не подойдет ли кто к их упряжке, не задержится ли у нее какой-нибудь турист, желающий

прокатиться.

Иду по самому краю причала, рассматривая многочисленные яхты. Все они примерно одного класса, на палубе многих из них видны сети. Это суда, предназначенные не для прогулок, а для рыбной ловли. У каждой яхты свое

название. С интересом отмечаю, что названия постоянно повторяются. Для того, чтобы отличать одно судно от другого с аналогичным названием, у яхт есть номера. А названия - это имена наиболее почитаемых в Греции святых. Читаю на бортах:

"Святой Георгий", "Святой Нектарий", "Святая Екатерина", и вдруг: "Аполлон". Петр Николаевич объяснил мне такое соседство названий просто: "Это Греция. У вас ведь есть поговорка: «Из песни слова не выкинешь»".

Такие же названия и у больших греческих судов.

Сегодня первый теплый солнечный день. Температура воздуха градусов 20, а вода в море еще очень холодная, не выше 14 градусов. Никто не купается, долгие песчаные пляжи за причалом совершенно пусты.

Вдоль берега тянется набережная, на ближайшей к морю стороне ее расположилась целая цепочка кафе, сейчас

все они тоже пусты. На противоположной стороне – двух- трехэтажные здания отелей. Курортный сезон только начинается. Уже через неделю тут будет многолюдно, поднимутся и цены в гостиницах и кафе. А пока можно перекусить в ближайшем из них всего за 5 евро.

Обедаю. Возвращаюсь в порт. Фотографирую тот самый храм на берегу моря, где приняло присягу первое правительство Греции… Посадка в быстрокрылый "Дельфин", 40 минут стремительного полета по волнам… И вот, мы снова в порту Пирей. Сейчас состоится экскурсия по столице Греции. У Петра Николаевича

приподнятое настроение, видимо ему очень нравится рассказывать о достопримечательностях и христианских святынях Афин. Его настроение передается и нам. Вот они легендарные Афины – город философов и ученых, архитекторов и скульпторов; город, где памятники истории на каждом шагу.

(«Дорогой мой читатель! Далее я расскажу о том, как форс-мажорные обстоятельства не позволили нашей группе совершить задуманную нашим гидом экскурсию полностью, мы не смогли познакомиться с достопримечательностями античной Греции и некоторыми христианскими святынями в Афинах, а потому предлагаю Вам узнать о достопримечательностях Афин, обратившись по ссылке:

 ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ АФИН, где размещена информация о столичных достопримечательностях взятая мной с сайта www.grecya.narod.ru.

А ниже будут описаны мои впечатления о пребывании в столице Греции,  и размещены только мои фотографии).

Несколько минут поездки от порта Пирей, и автобус уже едет по улицам Афин. За окном вперемешку появляются и старые, (но статные) дома, и новые современные здания. Замечаю памятник: человек на коне… Благодарные греки установили здесь статую своему историческому герою. "Это - Копокотронис призывает к борьбе за независимость Греции", - поясняет Петр Николаевич.

Хочется выйти из автобуса, пройтись по улицам столицы, посмотреть на ее жителей. Автобус действительно вскоре останавливается, мы с радостью выходим, и некоторое время передвигаемся пешком. На тротуаре много прохожих. У одного из домов мы видим толпу людей, собравшихся у красивого подъезда. Лица людей строгие, напряженные, все вглядываются в глубину открытых дверей. "Это представители интеллигенции, ученые, учителя, преподаватели. Они участвовали в конкурсе на получение работы в учебных заведениях Греции, и теперь ждут результатов. Многие из них не греки по национальности, а приезжие, эмигранты. Конечно не все получат работу по специальности".

Мы идем по улице Филеллинон, подходим к каменному зданию храма. "Обратите внимание на одинокие могилы у храма", - предлагает Петр Николаевич. "Это могилы ваших соотечественников на Афинской земле". Мы подходим к двум надгробиям. Надписи на них говорят, что здесь лежат тела Российского дипломата, последнего чрезвычайного посланника и полномочного министра Российской Империи в Королевстве Эллинов действительного статского советника Элима Павловича Демидова, наследовавшего 14.1.1885 г. не признанный в России титул князя Сан-Донато, и его жены

Софии Илларионовны, урожденной графини Воронцовой-Дашковой, умерших в Афинах. С разницей в десять лет их похоронили близ левой стены русской Свято-

Троицкой церкви в центре Афин (это единственные захоронения при церкви).

Церковь во имя св. Никодима была построена в 1031 г. и принадлежала римско-католическому монастырю (закрыт в 1701 г.). В 1850 г. она была передана Русской Православной Церкви. Позже на средства Его Императорского Высочества Императора Александра II церковь отремонтировали и одновременно выстроили колокольню. Ныне приход состоит в ведении Русской Православной Церкви за рубежом.

Вход в храм преграждает деревянное заграждение в виде небольшой секции забора. Видимо в храме проходит уборка или какие-то другие работы. С удивлением отмечаем, что никогда не видели никаких заграждений в греческих храмах, а в единственном русском…

Продолжаем гулять по улицам столицы. Иногда между домами виден высокий холм, на котором изящной короной возвышается Акрополь. Говорят, что его видно с любой точки города.

На улицах и тротуарах нет суеты, люди идут по своим делам

неспешно; автомобили двигаются, часто притормаживая, уступая дорогу друг другу. В автомобильной сутолоке никто из водителей не подает звуковые сигналы.

Стоит пешеходу ступить на проезжую часть дороги, все машины сразу останавливаются, и в лицах водителей, при этом не видно раздражения, водители иногда даже убирают руки с руля, протягивают их ладонями вперед, лица их, при этом спокойные и… гордые: "Проходите, пожалуйста! Я уважаю Вас! А значит и я достоин уважения!".

Вспоминаю наши российские провинциальные городишки, только там я не видел суеты, кажется, что время там течет по-другому. И в Афинах никто не передвигается по улицам быстро,

словно это и не столица европейского государства. Да и стали Афины столицей современной Греции относительно недавно - в 1834 г., после освобождения от

османского ига.

История Афин насчитывает тысячелетия. Город был назван в честь богини мудрости Афины (Athena). По легенде, Кекропс (Сecrops), финикиец, пришел в Аттику, где и основал на огромной скале прибрежный город. Боги на горе Олимп провозгласили, что город будет назван в честь того, кто сможет принести ему большую пользу. За это право соревновалась богиня мудрости Афина и бог моря - Посейдон. Афина взрастила оливковое дерево, символ мира и процветания. Посейдон же со всей силы ударил по скале своим трезубцем,

демонстрируя свою богатырскую силу и мощь, являющиеся его даром. Победителем оказалась Афина. Боги признали ее дар более полезным для жителей города, чем мощь и искусство воевать, которое продемонстрировал Посейдон.

Афины - приветливый город, со множеством уличных кафе, пешеходными улицами, парками и большим количеством садов. Этот город с уникальными улицами, наполненный движением жизни, вобрал в себя не только традиции востока и запада, но и был известен как "Париж Средиземноморья". Удивительно, но огромное количество транспорта на нешироких улицах греческой столицы, (а на каждого среднестатистического жителя Афин приходится по три автомобиля), не вызывает автомобильных "пробок". То ли движение организовано с

учетом всех особенностей города, то ли многие жители предпочитают ездить на метро, которое не так давно появилось здесь.

Современные Афины - это 6-млн город с головокружительным темпом жизни. Современный и в то же время романтичный, с яркими разноцветными витринами, с укромными переулками, тихими и уединенными кварталами.

Город ограничен с трех сторон холмами Parnitha, Pendeli и Hymettos. В пределах Афин располагается не менее восьми холмов, из которых наиболее заметны Акрополь и Ликавитос. Холмы защищают от шума города и формируют неповторимый вид на блестящие воды залива Сароникос (Saronic Gulf) - границу города на южной стороне. Названия улицы Афин

написано на греческом и английском языках. Сами улицы расположены веером, и почти все ведут в порт Пирей. Пересекают их небольшие узкие переулки,

утопающие в зелени. В переулках тоже расположены небольшие кафе и ресторанчики.

В городе много молодых людей, излюбленный транспорт которых – мотоцикл. Мотоциклы, мотороллеры, мопеды стоят на обочинах дорог, на тротуарах, в переулках. Встречаются небольшие огороженные места для стоянки этого удобного городского транспорта. Обращаю внимание на то, что все двухколесные машины малолитражные, мне не встретился ни один мотоцикл с большим объемом цилиндров. Неужели в Греции нет рокеров?

И еще одно интересное наблюдение: прически молодых людей схожи с теми, какие были у нас в моде в 70-х годах. У молодежи волосы длинные, у людей среднего и пожилого возраста – средние, а коротких стрижек нет ни у кого. А потому у какой-нибудь достопримечательности легко узнать по бритому затылку нашего российского "лысого" туриста.

Мы выходим на главную церковную площадь Греции -   площадь Митрополеос, на которой стоит кафедральный собор Афинской митрополии. Его еще называют "Большая Митрополия", это собор Благовещения - кафедральный храм страны место служения архиепископа афинского и всея Эллады. Внутри храма, у первой колонны слева стоит рака с мощами патриарха Константинопольского, мученика Григория V. В 1821 году турки повесили его в Стамбуле в отместку за то, что греки подняли восстание.

И за оградой храма, и перед ней много плодовых деревьев. Можно, лишь

протянув руку, сорвать спелый мандарин или апельсин. Оказывается, зреют они зимой. Зима в Афинах теплая, бесснежная, правда, часто с дождями. Конечно, сдерживаем желание полакомиться, сорванным своею рукою, экзотическим фруктом. Продают их тут же на другой стороне улицы по цене 1 евро за килограмм. Продавцы доброжелательны, они обязательно после взвешивания положат в пакет покупателю еще несколько плодов, а, если узнают, что Вы из России, то за 1 евро продадут и два килограмма… А, если услышат от Вас «Хрониа пола»… Помните?..

Недалеко от храма видим статую воина, грозно держащего наготове обнаженную саблю. Подходим ближе, читаем на табличке: "Константин Палеолог".

Константин XII Палеолог (по другому счету XI) Палеолог – это фамильное имя. Он был последним византийским императором (1449—1453), сыном императора Мануила Палеолога. Константин вступил на престол по смерти своего бездетного брата, императора Иоанна. Положение византийской империи было в это время самое печальное: большая часть Балканского полуострова была уже в руках османских турок;

остальные земли (во Фракии и Пелопоннесе) Константину приходилось делить с братьями Фомой и Дмитрием, между которыми не было согласия, и которые

обращались к туркам в борьбе друг с другом. В руках Константина оставался Константинополь с прилегающими местностями; само существование государства зависело от того, какие были отношения у византийцев с Османами. А между тем Константин не сумел сохранить дружбы и мира с могущественным султаном Магометом II: воспользовавшись войной Магомета в Азии, Константин потребовал от султана увеличения денежного взноса за надзор над жившим в Константинополе османским принцем Урханом, который мог, при случае, явиться опасным претендентом на султанский

престол. Магомет не только ответил отказом на это требование, но совсем прекратил уплату взноса, казнил послов Константина и начал в 1452 г. войну с ним. Несмотря на симпатии, какие всюду снискал благородный, храбрый, проникнутый

высоким представлением об императорской власти Константин, ему не удалось добиться своевременной помощи от западных государств. Обращение к папе Николаю V привело лишь к вопросу об унии. Решив, что в сложившейся ситуации это единственный шанс сохранить город, Константин разрешил присланному папой кардиналу отслужить обедню в храме св. Софии, в присутствии двора, сената и высшего духовенства. Это вызвало среди населения Константинополя, настроенного против унии, сильное негодование, нашедшее себе выражение в заявлении одного сановника, что он готов видеть

Константинополь "скорее под властью чалмы, чем под властью тиары". Да и военная помощь, какую мог оказать папа, оказалась запоздавшей. Весной 1453 г. началась осада Константинополя турками, которая 29 мая закончилась взятием города. Константин, бившийся как простой солдат, пал в этот день. После взятия города его труп был похоронен с императорскими почестями, но голову Константина Магомет приказал выставить на константинопольской площади Августеоне. Могила Константина в Константинополе до сих пор поддерживается за счет правительства.

Можно много рассуждать о личности Константина, о правильных и ошибочных его решениях, о положительной или отрицательной роли в истории Греции. Но он был последним византийским императором. Из песни слова не выкинешь. И вот, здесь, в другом городе, но тоже в греческой столице, стоит перед нами, гордо подняв голову, сжимая в руке обнаженную саблю, вечно защищающий свою столицу, император Византии.

Мы подходим к небольшому храму, стоящему здесь же, на площади Митрополеос. Это церковь святого Элевферия. Считается, что стоит она в самом центре Афин.

Эта церковь примечательна как своей древностью (XII в.), так и изяществом постройки. Изначально она называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы - все, что осталось от монастыря Святого Николая, резиденции афинских митрополитов, в XVII - XVIII веках. Монастырь разрушили турки в 1827 году, когда отбили Афины у восставших греков. В XVII в. какое-то время церковь даже служила митрополией, несмотря на миниатюрность своих размеров. Из этого, впрочем, можно заключить о незначительности размеров Афинской епархии в то время.

Позднее в церкви находилась обширная библиотека византийских рукописей, которая погибла в ходе Греческого восстания 1821

Богородица Скоропомощница (Панагия Горгоэпикоос), считалась покровительницей рожениц.  А после освобождения от турок, храм освятили в честь святого Элевферия (от его имени происходит греческое слово «элевтериа» - свобода).

В архитектуре церкви интересно то, что здесь совмещено казалось бы несовместимое: все здание фактически сложено из фрагментов античных, римских и ранневизантийских памятников, причем таким образом, что все это вместе образует органическое целое. Например, барельеф над входом - это античный календарь с изображением двенадцати месяцев,

Поистине живое олицетворение единства греческой культурной традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz