Часть III

 

 

Церковь во имя Богородицы – Покровительницы рожениц. Возможно, что это тот случай, когда сохранилась античная традиция, ведь прямо на этом месте, начиная

с V века до Р.Х. было святилище богини рожениц Илифпии. Церковь по большей части и собрана из античного материала - блоков, надгробных памятников, барельефов. Среди антиков, использован­ных во внешнем убранстве церкви, можно найти довольно много обнаженных фигур, например, сатира во всем его бесстыдстве на стене слева от входа. Для борьбы с языческим срамом византийские строители применяли два средства: во-первых,

 соскабливали, что надо, а во-вторых, вырезали на такой плите большой крест. Среди

барельефов византийского периода самый загадочный находится на стене западного фасада. Это ребус с изображением птиц и животных

Здесь же, недалеко от большой и малой Митрополии стоит статуя: застывший с поднятой для благословения рукой преподобный Иоанн Дамаскин. Удивительно и полно чудес житие этого святого:

«Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого

монаха Коему из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 - 741). Став на защиту

православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата "Против порицающих святые иконы". Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр

будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правойруки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения.

Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены.

И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять

запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет».

Мы продолжаем двигаться пешком по улицам греческой столицы. Петр Николаевич ведет нас по такому маршруту, что через каждые 5 минут перед нашими глазами появляется какая-то достопримечательность города. Вот показалась из-за зелени деревьев старинная постройка. "Это Клепсидра Андроника, или Башня Ветров", - объясняет гид, - "Построена она была богатым торговцем Андроником из Киры в 1 в до Р.Х. В ней помещались водяные часы – клепсидра, а также флюгер. Служила башня и своеобразным компасом. Грани этого восьмиугольного сооружения украшены фигурами, олицетворяющими ветры, дующие с разных сторон, - отсюда и название – Башня Ветров".

Возможно, людей того времени посещали сомнения в истинности своего вероисповедания, Ведь, где-то здесь, прибывший в Афины по морю святой апостол Павел нашел жертвенник, на котором было написано: "неведомому богу" (Деян.17.23)? Хотя, сей жертвенник мог быть всего лишь плодом творения суеверного, осторожного язычника.

Ожидая прибытия Силы и Тимофея из Македонии, св. Павел бродил по городу, наверняка подходил к башне Ветров, беседовал с гражданами в синагоге, на агоре, возмущался множеством идолов. Учение апостола о Крестной смерти Спасителя и Его Воскресении поражало некоторых эпикурейских и стоических философов, которые называли его "суесловом". Жители Афин привели Павла на Ареопаг, с тем, чтобы он мог здесь  подробно изложить

основы нового вероучения. Возможно, что для жителей Афин было удовольствием и развлечением послушать нового философа. "афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (Деян.17,21). В отношении места, откуда св. Павел выступал перед афинянами, и исходя из того, что Учение апостола было принято одним из жителей города - Дионисием Ареопагитом – некоторые христианские ученые-богословы высказывают мнение, что апостол выступал перед членами Ареопага.

Святой Дионисий Ареопагит путешествовал в Египет в то время, когда Христос был распят и произнес знаменитую фразу "Или Бог страдает или все погибает", так как не было обычным явлением, когда среди бела дня в Великую

Пятницу становится темно; святой Дионисий немедленно принял крещение вместе со всей своей семьей, лишь только услышал апостола Павла. Он стал мучеником при Домициане или, согласно другим источникам, при Траяне и Адриане. Он стал покровителем афинян и судей - день его памяти 3 октября. По решению Элладской Церкви, этот святой считается ее основателем.

Теперь мы уже много знаем о греческой столице - центре культуры и искусства Древнего мира. Оказывается, что Афины, находятся в чаше нескольких гор. Местные жители считают, что у каждой из них - свое предназначение. Имитос, например, славится своим медом и определяет погоду (если над вершиной туча - жди дождя). А из мрамора, что находится в каменоломнях горы Пендели, построены известные во всем мире храмы на холме Акрополь - Парфенон и Эрехтеон. Этот же мрамор в наши дни был использован для отделки стен в Афинском метро.

Сами афиняне очень приветливы, впрочем, как и все греки. Мифами и легендами пронизан весь город. Влюбленные в свою столицу афиняне могут рассказать сотни историй, связанных буквально с каждым камнем в городе.

Кажется, что теперь мы можем самостоятельно ориентироваться здесь. Становится понятно, что Афины имеют три основных центра – площадь Омония (Согласия), площадь Синтагма (Конституции) и классические античные Афины.

Площадь Омония - коммерческий центр города с сотнями малых и больших торговых центров, уличных базаров, большим скоплением народа. Официально называемая площадь Согласия, Омония копирует свой парижский прототип только

по имени. По форме она пытается подражать скорее площади Звезды: от нее тоже расходятся лучи-проспекты. Эта площадь гордится тем, что "работает" круглосуточно и круглый год. В отличие от площади Синтагма, где лишь в последнее время образовалась привычка к ночной жизни, Омония бодрствовала всю ночь напролет с незапамятных времен, так что это давно считается традицией. По заведенному обычаю, в субботнюю ночь многие афиняне заходят сюда перед сном, чтобы купить свежие воскресные газеты. Омония - это самая старая площадь современных Афин. Знакомство с греческой столицей было бы

просто немыслимо без посещения Омонии, К площади сходятся основные улицы современного города - Стадиу, Патисион, Панепистимиу, Тритис Септемвриу, Пирэос, Афинас и Агиу Константину. С начала 2000 г. точно под площадью находится станция

метро с одноименным названием. Как и в любой современной столице, метро в Афинах является самым быстрым видом городского транспорта. Поблизости от Омонии есть одно место, где почти всегда можно повстречать соотечественников: у церкви Агиу-Константину (1870-1871) на углу одноименной улицы и Менандру работает неформальная русскоязычная биржа труда.

Синтагма. вместе с площадью Омония это главный ориентир в центре города Плака, Акрополь, Афинский кафедральный собор (Митрополи), Национальный сад и византийская церковь

Капникарея, одна из самых оживленных торговых улиц Афин - Эрму (Гермеса), а также площадь Колонаки - все это расположено неподалеку от площади Синтагма.

Площадь Синтагма - культурный центр города, где сосредоточены все

основные государственные учреждения, включая Парламент, а так же крупнейшие музеи и театры. Перед зданием парламента установлен памятник Неизвестному солдату в память о воинах, погибших при освобождении Греции от фашистских войск. Круглосуточный караул у памятника несут солдаты особого подразделения греческой армии, так называемые эвзоны. Смена караула происходит каждый час и, безусловно, представляет собой колоритное зрелище. Солдаты, одетые в традиционные юбки, довольно странного вида головные уборы и туфли с мягкими шариками, маршируют перед зданием: вышагивают они

очень своеобразно: топают правой ногой, при этом отводя назад правую руку. А когда ступает левая нога, правую руку они поднимают выше головы.

Синтагма - это центр жизни города. В окружающих площадь зданиях расположены гостиницы, греческие и иностранные банки, министерства и офисы авиакомпаний. Движение на этой площади не замирает ни на минуту. В ее киосках можно найти все, что угодно - от аспирина до греческих сувениров и всех крупных зарубежных газет и журналов. Всегда в продаже Российские "Аргументы и факты".

Выходящее на площадь Синтагма здание парламента было построено для короля Греции Оттона и его жены Амалии. Строительство дворца продолжалось шесть лет, с 1836 по 1842 год. Здесь же поселился второй король Греции Георгий, но

два больших пожара, происшедших за время его царствования, причинили такой ущерб, что здание было признано непригодным для королевской резиденции. В 1924 году греческое правительство приняло решение, чтобы здесь расположился парламент. Работы по восстановлению здания были завершены в 1934 году. Внутренние помещения были полностью реконструированы архитектором А. Криезисом.

Памятник Неизвестному солдату, находящийся перед фасадом здания, был сооружен в 1929-1930 годах. По большим праздникам здесь происходит возложение венков греческими и иностранными официальными лицами. В открытой для посетителей части здания Парламента вы можете увидеть драгоценные национальные реликвии, как, например, первую греческую конституцию, а также ряд замечательных произведений живописи. Советуем также посетить обширную библиотеку Парламента.

От площади Синтагма до площади Омония - не более чем полчаса неспешной прогулки пешком.

Классические Афины - это и есть знаменитый Акрополь, окружающий его район раскопок, а так же квартал Плака, район Старых Афин, известный своими колоритными узенькими улочками и пешеходными зонами, заполненными самыми разнообразными ресторанами и кафе. В небольших домах с черепичными кровлями размещены многочисленные мастерские ремесленников. В Плака находится здание первого университета Афин, несколько старинных церквей, а так же очень популярный

в городе Театр теней. В Национальном археологическом музее, собраны сокровища, найденные в гробницах микенских царей, выставлена коллекция скульптур от самых ранних произведений до шедевров эллинистического искусства, коллекция ваз и терракоты, предметы древнегреческой керамики и живописи. В Византийском музее храниться уникальная коллекция икон.

Площадь Ависсиниас. Эта площадь - душа и сердце Монастираки, района, славящегося тем, что здесь можно найти буквально все, что угодно. Спросите любого жителя Афин, куда он идет, когда ему случается искать что-нибудь редкое или старинное, и он вам ответит: "Уж точно я это найду в Монастираки". Действительно, Монастираки с его центральной

площадью кажется извечным базаром. В его лавках можно увидеть уникальный антиквариат и мастерски исполненные копии, а также подержанные товары. Старые платяные и книжные шкафы, рамы, зеркала, столы, грамофонные пластинки,

музыкальные инструменты - чего тут только нет. Интересно,  что желающие купить что-либо на греческом базаре, приходят сюда рано утром, если же человек хочет просто прогуляться, пообщаться с другими, поделиться новостями, то приходит сюда в полдень. Кроме того, жители столицы просто любят посидеть в одном из маленьких кабачков и понаблюдать за оживленной жизнью базара, попивая легкое греческое вино с традиционными закусками

Посидеть за одним из столиков, пообедать, выпить что-нибудь или просто поболтать часок-другой -  является

неотъемлемой составной частью светской жизни в Афинах для любого грека.

Со стороны может показаться, что любимое дело жителей солнечной Эллады – ничего не делать. Но это не так. Вести праздный образ жизни современному греку не позволит его зарплата. Она небольшая: от 600 до 1000 евро в месяц. Считается, что люди, зарабатывающие 1000 евро в месяц, живут очень хорошо.

Мы подходим к храму святой великомученицы Екатерины. Петр Николаевич предупреждает, что в правой части в драгоценном ковчежце храниться часть главы святой.

Входим в храм, прикладываемся к святым мощам, зажигаем и ставим на подсвечники свечи.

 В стене храма большие окна, а потому внутри очень светло. Рассматриваем настенную живопись, которая рассказывает о житии св. великомученицы Екатерины.

«Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из царского рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености». 

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.

В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета.

Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божест-венный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась, стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными

всесокрушающей логикой Екатерины. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной.

Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру.

Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима.

 Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательства своей жены и повелел тут же умертвить ее.

На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.

Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку». 

Мы садимся в автобус и совершаем небольшой переезд. Теперь мы находимся на улице с оживленным двусторонним движением. На другой стороне дороги видим триумфальную арку. Это - арка Адриана. Построена она из местного мрамора, арка имеет один пролет, покоящийся на колоннах в коринфском стиле. Была возведена в

131 г. по Р.Х. на одной из древних дорог города, ведущей из старого, классического города в его более новую, имперскую часть, построенную самим Адрианом. Арку возвели афиняне, чтобы почтить императора за его благодеяния, оказанные городу. На фронтонах арки две надписи. Со стороны, обращенной к Акрополю, написано: «Здесь Афины, древний город Тезея», – а с противоположной стороны: «Это город Адриана, а не Тезея».

Теперь мы идем быстрым шагом. Петр Николаевич рассказывает о достопримечательностях Афин, улыбаясь. Лицо его светится радостью. По всему видно, как любит он свою столицу.

Мы проходим мимо очередной скульптуры, это женский бюст. Но Петр Николаевич не дает никаких объяснений. Я спрашиваю его: "Кем была эта женщина? Почему ей установлен такой памятник?"

"Это Мелина Меркури, греческая актриса, певица, политический деятель. Была членом Греческого парламента, а в 1981 году стала первой женщиной министром культуры Греции. Вышла замуж за американского кинорежиссёра Жюля Дасена - отца известного эстрадного певца Джо Дасена. Она сделала очень много хорошего на своем министерском посту. Греки ее очень любят, приносят цветы к этой скульптуре."

Вспоминаю, есть ли у нас в России подобные любимые народом министры? Есть ли, усеянные букетами людей, их памятники?  Нет! Но, почему?! То ли политиков у нас хороших нет, то ли мы такие неблагодарные?

Перед нами открываются остатки величественного языческого храма - храма Зевса. Здесь, в центре Афин, наряду с Акрополем, он является одним из наиболее значительных памятников античности, сохранившихся до нашего времени. Основание святилища легенды относят ко времени мифического Девкалиона. Археологические материалы подтверждают существование поселения на этом месте еще в доисторическую эпоху, а возникновение

на этом месте святилища Зевса относят к эпохе ранней истории, т. е. задолго до культуры классической Греции, которая нам наиболее знакома.

Около 515 г. до Р.Х. Писистрат Младший начал строить на этом месте внушительный и помпезный храм, который не был закончен по политическим причинам: пало правление самого Писистрата. Строительство было продолжено только в 174 г. сирийским царем Антиохом IV Епифаном, ратовавшим

за восстановление древних традиционных культов и их авторитета. При этом первоначанльный архитектурный план был несколько изменен, но идея осталась та

же. Вследствие смерти Антиоха храм так и не был окончен, и его достроил уже император Адриан в 124-125 г. по Р.Х.

Кроме гигантской коллонады основного храма, на территории святилища располагались следующие здания: дорический храм Аполлона Дельфийского (500 г. до Р.Х.) и судилище при нем, одни из ворот Фемистокловой стены (479-478 г. до Р.Х.), Храм Зевса Панэллинского (131-132 г. по Р.Х.), маленький храм Кроноса и Реи (150 г. по Р.Х.) и триумфальная арка Адриана (131 г. по Р.Х.).

И снова перед нами появляется скульптура. Кто это? Просто женщина, ухаживающая за цветами? Спросить я не успеваю, т.к. впереди перекресток дорог, и все наши паломники уже перешли на другую сторону улицы, зеленый свет для пешеходов пока еще горит, а потому все машут мне руками: "скорее сюда". Перебегаю улицу перед надвигающимся на меня трамваем. Успеваю даже, не глядя в видоискатель, нажать на кнопку фотокамеры.

На другой стороне улицы все рассматривают

большую статую, слушают гида, но, когда я подхожу к группе, успеваю лишь услышать его фразу: "А теперь двигаемся дальше". Ругая себя за нерасторопность, фотографирую статую, и, стараясь больше не отставать, чтобы не пропустить ничего интересного, шагаю рядом с Петром Николаевичем: "Трамваи какие интересные, многовагонные, словно поезда в метро". "Так удобнее. Кстати, за последние два года на строительство афинского

метро было израсходовано дополнительно к запланированным ранее средствам - 70 миллионов евро. Все эти деньги ушли только на то, чтобы правильно провести

раскопки и извлечь те артефакты, которые покоились под городом. Ведь пять станций метро располагаются в пределах древних Афин, а одна – прямо у подножия акрополя. И в результате некоторые станции стали по совместительству музеями, в которых и выставили найденные при прокладке метро ценности.

Афинское метро выгодно отличается от любых других, теперь даже от московского метрополитена и новейших американских сабвеев. Стены его выложены тем самым белым мрамором, из которого сделаны все близлежащие античные

постройки – и, еще… думаю вам будет интересно то, что в нашем метро нет никакой рекламы и прочего "мусора для глаз".

А в районе Колонаки находятся самые лучшие магазины города. Лучшие магазины – не значит супер- и гипер-маркеты.  В нашем представлении, лучшие магазины Афин – это самые обычные российские городские магазины семидесятых годов, точно такие же стеклянные наклонные прилавки, встречаются даже весы со стрелочкой, есть даже небольшие очереди. (А что делать? Мегаполис!).

 Заходим в один из магазинов. Такое ощущение, что попали в типичный советский продмаг: Мясной отдел, бакалея, овощи. Встаем в небольшую очередь в кондитерском отделе. Наш гид предлагает нам попробовать «удивительное» афинское мороженое. Покупаем вафельные рожки по 2,5 евро. Но ничего удивительного не замечаем, обычный пломбир. У нас на эту сумму можно приобрести таких мороженых штук шесть. Но, все-таки, как приятно съесть вкусное мороженое в жаркий день!

Мудрые греки так организовали движение автотранспорта на улицах Афин, что сумели обойтись без неизбежных для города автомобильных пробок. Посмотрите на фотографию слева – шесть полос движения в одну сторону, а по параллельной улице шесть полос движения в другую сторону. Впереди знаки, указывающие возможные направления движения из каждой полосы.

Впереди виден самый высокий холм Афин Ликабетт.

Название это, возможно, доэллинского происхождения. Ликабетт представляет собой скалу, высотой 277 м, со склонами, поросшими пиниями. После Акрополя это – наиболее примечательный холм из всего пейзажа Аттики. С него во все стороны открывается необычайный вид: от Саронического залива до высот Парнаса, на

Пентелийские горы, Гиметт и Эгалеос. На вершине холма выделяется белый силуэт небольшой Церкви Св. Георгия, построенной в 1834 г., когда Афины стали столицей нового Государства. В средние века на этом месте была церковь в честь пророка Илии (греческие церкви часто строились на вершинах гор и холмов). В 1965 г. была открыта дорога к театру Ликабетта, где летом почти каждый вечер устраиваются музыкальные спектакли. В том же году был построен фуникулер, с помощью которого можно быстро подняться на вершину холма, откуда открывается великолепная панорама Аттики.

Нам снова предлагают сесть в автобус, видимо, предстоит переезд к другим достопримечательностям Афин. Движение на дороге несколько затруднено, и поэтому скорость нашего автобуса невысокая. Едем по широкой улице в первом

ряду. Старинные каменные дома города медленно проплывают перед нашими глазами. "Перед вами удивительное здание…", - произносит Петр Николаевич, но договорить фразу не успевает, она прерывается звонком его мобильного телефона.  Петр Николаевич говорит по-гречески, нам непонятно, о чем идет речь, но эмоциональный накал в этом телефонном разговоре нарастает очень сильно. Наш водитель, Володя, напряженно

вслушивается в разговор, который несомненно является сильным спором. По всему видно, что результат этого спора каким-то образом коснется и Володи. Наконец, Петр Николаевич прерывает разговор, нажав на кнопку телефона. "Ну, что?" – спрашивает Володя по-русски. Петр Николаевич молча кивает в ответ. "Что же они делают?" – возмущается Володя. Несколько секунд едем молча. Петр Николаевич снова достает телефон,… набирает номер… Следует короткое продолжение спора. Видно, что гид наш взволнован, он пытается взять себя в руки, через силу улыбается, и, наконец, сообщает нам: "К сожалению, наша фирма срочно вызывает меня в Салоники. Завтра утром я должен быть там".

Да, Петр Николаевич, несомненно, один из лучших экскурсоводов. Он закончил несколько высших учебных заведений, является кандидатом наук, и этой осенью снова собирается защищать диссертацию в Афинах. Не случайно, когда в Грецию приезжал президент России В.В.Путин, именно Петру Николаевичу было поручено быть его гидом. Возможно, в Салоники приезжает важный политик из России или олигарх… Во всяком случае, фирма, организовавшая нашу поездку, хочет, чтобы именно брат Питер встречал завтра в Салониках какого-то "большого" человека.

"А вот здание античной библиотеки", - пытается снова продолжить экскурсию Петр Николаевич. Слова его тонут в напряженной тишине. Все смотрим на нашего гида, ждем окончательного ответа. "Петр Николаевич! Вы, правда, нас покидаете?... На один день или до конца поездки?... Или навсегда?...  Мы с Вами больше не увидимся?..." Петр Николаевич напряженно молчит. Его молчание – самый красноречивый ответ на наши вопросы. Каждый грек – дипломат, молчание грека, или ответ "завтра" означает "нет".

Но наш честный брат Питер не хочет обманывать нас: "К сожалению, мы должны расстаться. Через пару часов я должен буду уже ехать в поезде, направляющемся в Салоники. Но я надеюсь, что мне удастся через день-два вернуться к вам. Если же

этого не произойдет, то я приеду в аэропорт Салоников проводить вас в Россию. И, кроме того, в сентябре этого года я буду в Москве. Встретимся! А сейчас наши пути расходятся, день заканчивается, вам нужно возвращаться в Лутраки. Володя пока заменит меня".

Благодарим Петра Николаевич, пытаемся сказать ему на прощание много добрых слов, но он не допускает долгого прощания. Через минуту мы остаемся без гида.

День клонится к закату. Мы, покидаем греческую столицу. Но нерадостно наше возвращение в Лутраки. Снова попадается мне на глаза печальная статуя посреди площади - падающий вниз головой Икар. Паломники нашей группы приуныли. Возможно, кому-то кажется, что невидимые крылья, которые несли нас по дорогам Греции от святыни к святыне, как у Икара, разваливаются, и вся дальнейшая программа нашей поездки без Петра Николаевича потерпит крах.

Едем молча. Никто ничего не объясняет в микрофон, не рассказывает. Достаю географическую карту Греции, рисую карандашом сегодняшний маршрут. Водитель Володя вставляет диск в магнитофон, и вскоре, разгоняя тягостную тишину, разносится по салону голос греческой знаменитости, и звучат… звучат, успокаивая нас, волшебные струны бузуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz