Часть I

 

 4 мая, утро. Сегодня самый волнительный день поездки, сегодня я должен буду оказаться на острове Эвбея, в городке Новый Прокопион, где в местном храме хранятся мощи святого праведного Иоанна Русского.

Легкий завтрак… и вот, наш микроавтобус уже выезжает из гостеприимного города-куорта. Красивый город, удивительные парки, набережные, чудесная вода… Прощай, Лутраки! Мы запомним тебя, как одно из лучших мест в Греции. Удастся ли вернуться сюда когда-нибудь?

Место экскурсовода рядом с водителем занял тезка нашего водителя Володя. Несмотря на то, что Володя впервые едет по этому маршруту, именно его Петр Николаевич просил быть нашим временным гидом. В нашей группе Володя с первого дня, но только недавно мы узнали, что он наш бывший наш соотечественник, а ныне гражданин Финляндии,  в Греции же занимается туристическим бизнесом. Володя спортсмен, не смотря на свои сорок лет, выглядит он молодо. Интересный человек. Он всегда очень любил путешествовать, проехал на велосипеде, как турист, почти по всем европейским странам, а сейчас водит группы туристов на вершину Олимпа.

Вчера Володя пытался, заменяя Петра Николаевича, что-то рассказывать нам, но все время сбивался, долго подбирая нужные слова. Сегодня, перед тем как взять в руки микрофон, он положил перед собой географическую карту и путеводитель. Речь его теперь ровная, четкая, видно, что часть ночи он готовился к тому, чтобы быть для нас хорошим гидом.

"А теперь мы снова приближаемся к Коринфскому каналу. На противоположной стороне его, находится город Коринф, о котором уже столько было рассказано нам Петром Николаевичем. Но мы туда не поедем, сейчас наш автобус поворачивает налево к легендарной Спарте. Это современный город, построенный в 1834 г. Сейчас там проживает 15 тыс. чело век, трудящихся на предприятиях пищевой, текстильной, табачной и химической промышленности. А близ современного города находятся руины древнегреческого города-госудасртва Спарта. Согласно "Илиаде", Спатра. являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. А в 5 веке до Рождества Христова воинственная Спарта была гегемоном Греции. Она являлась главным городом области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), и было самым дорическим из всех государств Древней Греции.

Древняя Спарта, название которой переводиться как «разбросанная», состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, позднее ставший акрополем.

Сегодня о былом величии Спарты напоминают лишь античные руины на окраине города. На улице трехсот спартанцев установлен памятник царю Леониду, герою войны с персами.  

 Древние обитатели Спарты были великими аскетами. О спартанской закалке, физической выносливости и тренировке слышали многие. И сегодня в Спарте большое значение придают физическому воспитанию. Достаточно сказать, что городской муниципальный стадион не закрывается ни днем, ни ночью, ни в праздники, ни в выходные, и работает круглый год. Он доступен для всех, кому захочется позаниматься спортом.

Об умеренности спартанцев в одежде и еде ходили легенды. Древние спартанцы ели кровяную похлебку из свинины, чечевицы с уксусом и солью. Она была невероятно питательна и отвратительна на вкус. Персидский царь, когда был в Греции, заставил плененного спартанца сварить ему такую похлебку. Отведав ее, царь сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро сражаются. Им гораздо милее гибель, чем такая еда».

 Но далеко не каждый в Спарте мог стать воином. Новорожденного ребенка спартанец приносил на совет старейшин. Его осматривали и, если ребенок был хилым, бросали в ущелье. Греки утверждают, что ущелье, которое образует гора Киадес, и есть то самое место, куда спартанцы бросали своих хилых детей".

Володя прекращает свой рассказ, листает путеводитель, рассматривает карту, а мы, смотрим на землю легендарной Спарты и представляем картины страшных сражений и летящих в глубокое ущелье детских тел. Мне вдруг вспоминается выступление московского священника Димитрия Смирнова на семинаре, посвященном проблеме роста абортов. Отец Димитрий рассказал,

что в городе Бонне в 1770 году к одному священнику пришла женщина по имени Магдалена и рассказала, что была женой лакея, а потому всегда испытывала нужду. Овдовев, она снова вышла замуж, но новый супруг оказался неравнодушен к алкоголю, к тому же недавно заболел скоротечной чахоткой, а потому жить ему осталось совсем немного. Сама же несчастная обнаружила, что больна неизлечимым тогда сифилисом, и, как недавно выяснилось, беременна. Женщина, понимая, что ребенок ее, скорее всего, родится нездоровым, а значит, либо умрет в младенчестве, либо будет всю жизнь мучиться, попросила благословения на аборт. Священник не дал такого благословения. Женщина родила ребенка. Так родился Бетховен. Если бы Магдолена сделала аборт – мир бы не узнал гения.

Сколько же гениев могло быть уничтожено в Спарте. Родись там, к примеру, Александр Суворов, который, будучи взрослым-то, был маленького роста и отнюдь не крепкого телосложения, наверное, сей великий полководец был бы убит в младенчестве, согласно жутким законам этой страны.

"Теперь на нашем пути город Мегары. Здесь родился основатель геометрии Эвклид" – продолжает свой рассказ Володя, видимо не замечая, что уже не раз повторяет то, что рассказывал нам Петр Николаевич. "Сейчас здесь проживает около 30 тысяч человек. А впереди местность Элевсина. Здесь проповедовал Сократ. Он был жрецом и философом, учеником Аристокла. Каждый день Сократ босиком (т.к. считал землю священной) проходил 14 км. в Афины и возвращался назад. Его сварливая жена сильно ругала его за путешествия босиком по грязи. Однако, философ ежедневно совершал омовения и содержал свое тело в чистоте".

 

Мы приближаемся к Афинам. Сейчас около 9 часов утра, сегодня рабочий день – время пробок на въезде в крупные города, но заторов на дорогах нет, едем быстро. В Афинах сегодня 5,5 млн. коренного населения и 2 млн. туристов и гастробайтеров. Достаток афинян выше, чем средний по стране, на каждого среднестатистического жителя Афин приходится 3 машины, а значит: сейчас весь город на колесах. Въезжаем в Афины. Движение немного затруднено, но весь город проезжаем, ни разу не остановившись. Здесь хорошо работают дорожные службы. На широких улицах одностороннего движения у светофоров горит только зеленый свет. Если кто-то пытается выехать из переулка, ему сразу уступают дорогу. Благородные греки! У нас в это время большинство водителей не выполняет требование дорожного знака «Уступи дорогу!».

Володя пытается рассказывать что-то о достопримечательностях Афин, но получаются у него лишь напоминания, звучащие как приказы: "Посмотрите налево…", "А вот справа!..." Мы благодарны Володе, он смело взял на себя обязанности гида, и выполняет их.

Желая внести свою лепту в рассказ о греческой столице, в разговор вдруг вступает наш водитель: «Угонов машин и воровства здесь не бывает. Если приходиться оставлять машину у обочины на солнцепеке, дверные стекла лучше опустить – ничего не украдут, а салон не так сильно нагреется». И это в мегаполисе, где 2 миллиона приезжих? Не очень вериться. Впрочем, если хорошо работают все спецслужбы, приезжие вынуждены соблюдать законы. Нарушат – будут наказаны, а потом высланы из страны без права когда-нибудь вновь пересечь границу Греции.

Не смотря на высокий достаток жителей греческой столицы, все машины на ее улицах среднего класса: нет джипов, «Мерседесов», «АUDI», «BMW»; редко можно увидеть и малолитражки. Чаще всего на глаза нам попадаются «Фиаты», с удивлением замечаем на улицах Афин и наши «Лады». Много молодежи на мопедах и мотоциклах, но байкеров на оглушительно трещащих колесницах не видно. Здесь какие-то особенные мотоциклы и мопеды, моторы их работают почти беззвучно.

И снова замечаю я на зеленом газоне утопающий в цветах женский бюст. Теперь я уже знаю, что это, здравствующая ныне, министр иностранных дел Греции, которая, выйдя замуж за отца знаменитого певца Джо Дасена, живет во Франции, а благодарные греки несут цветы к ее бюсту в Афинах.

 Мы выезжаем из греческой столицы. Теперь за окном микроавтобуса плодородная равнина – удивительная благоденствующая земля. Поля распаханы, ухожены. В селениях нет ни одного заброшенного дома. Некрасивых, обветшалых домов тоже не найти. В каждом селе есть храм, видно его издалека, ведь он выше других зданий и венчает его крест.

Проезжаем мимо очередного "магазина часовен": на асфальтированной площадке у дороги стоят два десятка маленьких храмов. Их можно купить и, разобрав, (а если часовня совсем маленькая, и не разбирая) перевезти в свою деревню или село. Выбирай, какая понравиться.

 Вокруг каждого села раскинулись поля. Издалека или с высоты они выглядят разноцветными прямоугольниками: темно-зеленый с белыми вкраплениями – это оливы, стволы которых помазаны белой смесью от вредителей; бурый с зелеными полосами – виноградники; зеленый – цитрусовые деревья. Вот проплывают за окном десятки маленьких разноцветных ульев, здесь живут пчеловоды-пасечники… А вот два грека пасут большое стадо овец… А вон там, у длинных домиков фермы, медленно передвигается к полю стадо коров… Теперь за окном видны невысокие, огороженные забором, здания фабрики с непременной часовней на ее территории… И снова село с красивыми крепкими домами… снова пасека… снова стада и ухоженные поля… А перед въездом в села и города плакаты: «Мы рады вам!», а перед выездом – «Храни вас Бог!».

 И снова, как у Павла Артемьевича Верещагина, с болью рождаются где-то в глубине моего сознания слова: «За державу обидно!». Неладно что-то в нашей родной Матушке-России. Почему у нас почти не осталось распаханных полей? Почему умирают деревни? Куда исчезли, появившиеся на волне перестройки, труженики-фермеры? Почему от большинства колхозов и совхозов остались лишь названия на обветшалых щитах у дорог? А дороги наши?!...

 Быть может, греков следует пригласить к нам дороги строить? Не поедут! Турецких строителей в России много, а греков нет. И не удивительно: зачем уезжать из благоденствующей страны? Как же бороться с вечными двумя российскими бедами? Да разве их две!? Воровство… Пьянство… Взятки… Как же удивительно было узнать, что греческий полицейский дорожной службы и представить себе не может получение некой денежной суммы от нарушившего правила водителя. Каждый грек знает, что любая попытка дачи взятки, или, не оформленного должным образом штрафа, обязательно закончится тюремным заключением. Здесь нет воровства, нет взяток.

«Да, пОлно!» - предвижу я ироничный вопрос читателя, - «Так ли это, Сергей Георгиевич?» Согласен, поверить в это трудно. Однако, оброненный кем-то на улице кошелек, греки несут в ближайший ресторан, отель или таверну, где на столе у администратора он и будет дожидаться хозяина, сколько бы денег там ни было. Обнаружив пропажу и определив примерное место потери, рассеянному человеку легко найти свою вещь. Последний

подобный случай произошел совсем недавно: кошелек с 15 тысячами евро был обнаружен в туалете гостиничного номера. Через 2 дня он дождался своего хозяина на столе администратора в отеле «Маплас». 

Вот уже седьмой день я вижу в греческих городах велосипеды и мотоциклы одиноко стоящие на улицах днем и ночью, а на их сидениях лежащие шлемы и сумки. Стекла некоторых припаркованных машин опущены.

Теперь-то я точно знаю, что не прав грек из фильма «Свадьба», утверждавший, что в Греции все есть. Воровства в Греции нет. В чем тут дело? В традициях? В греческом народе? Или в греческом правительстве? Так, может, следует, вспомнив раннюю историю Руси, взять, да пригласить к нам, оформив российское гражданство, а затем избрать на очередной президентский срок жену папы Джо Дасена?

Мы приближаемся к Эвбее. Володя в одной руке держит микрофон, в другой путеводитель и рассказывает нам об этом острове, где сам он тоже никогда раньше не был, зачитывая сухой текст:

Эвбея (или Эвия) - второй по величине остров Греции после Крита и шестой на всем Средиземноморье

Длина острова 180 км, ширина в самом узком месте 7 км, а в самом широком 50 км. Площадь – 3654 кв. км, протяженность береговой линии – 680 км, численность населения – 185000 человек.

Остров расположен у берегов Беотии и Аттики, образуя, таким образом, естественное продолжение Центральной Греции. Отделяют его от материка северный и южный Эвбейские заливы, которые сходятся друг с другом, образуя пролив Эврип. Пролив является своеобразной достопримечательностью и предметом научного исследования. Он известен с древних времен сильным течением (скорость достигает 12 км/ч), которое меняет направление каждые 6 часов. Это движение происходит непрерывно уже тысячи лет. Ученые считают, что причина смены направлений движения воды в приливах и отливах, т.е. в притяжении Луны, но они до сих пор не могут объяснить, причину образования и природу стоячих волн, возникающих в проливе. Как гласит легенда, Аристотель утонул, стараясь разгадать эту загадку.

Основные горы острова: Кандили (1246 метров), в буквальном смысле слова нависшая над водами Северного Эвбейского залива, величественный Дирфий (1743 метра) в центре острова, Эвбейский Олимп (1172 метра) несколько южнее и Оха (1398 метров) на юго-восточной окраине.

Основные продукты, производимые на Эвбее - растительное масло, злаковые и смоквы. Кроме того, остров дает полезные ископаемые, главным образом левколит, который является одним из основных источников производства магнезия. Особенно развиты на острове животноводство и птицеводство.

Вся Эвия, от одного края до другого, каждый ее уголок обладает неповторимым своеобразием и привлекательностью. На севере Эвии имеются селения, которых почти не коснулся современный ритм жизни, затерянные среди оливковых рощ и доходящие до самых морских побережий.

Халкида. Столица Эвбеи, живописный современный город, население которого насчитывает 45000 жителей. Город стоит на месте античной Халкиды, от которой сохранились только убогие развалины. Халкида был значимым и мощным городом-государством в древние времена и важным стратегическим городом во время византийской, венецианской и турецкой оккупации.

Как в античности, так и в настоящее время, ключевое положение Халкиды на проливе Эврип сыграло значительную роль в развитии города. Большая часть его расположена к востоку от моста, на острове.

Рядом, на невысоком холме, возвышается крепость, носящая турецкое название Карабаба, которая была построена в 1686 году поверх остатков укреплений V века до н.э.

Здесь находится Пятничная церковь – самая ранняя из сохранившихся ныне церквей Халкиды. Это – базилика (возможно, V в. н.э.) со многими видоизменениями и пристройками, которые произвели франки, а затем венецианцы.

Каждая часть Эвбеи имеет свою особую привлекательность. На юге острова находится, как говорят греки, "балкон Эгейского моря" – город Кими. Это первый из городов-государств Греции, пославший поселенцев в Италию, которые основали там город Наполи или Неаполь.

На севере Халкиды расположены леса и живописные долины, богатые различной растительностью: платаны, олеандры, тутовые, ореховые и цитрусовые деревья, невероятное разнообразие цветов и кустарников. Вся Эвия, от одного края до другого, каждый ее уголок обладает неповторимым своеобразием и привлекательностью. На севере Эвии имеются селения, которых почти не коснулся современный ритм жизни, затерянные среди оливковых рощ и доходящие до самых морских побережий.

В центре, в 58 км от Халкиды, расположился город Нео Прокопион, который раньше был известен как Агмет Ага, притягивающей, ещё со времён Лорда Байрона, путешественников всех стран. (И ни слова о святом праведном Иоанне Русском. Прим. автора).

Эдипсос (172 км от Халкиды) – это город хорошо известный своими минеральными водами. Здесь расположен курорт Thermae Sylla Spa. Уникальность Thermae Sylla заключается в том, что на этой территории вот уже 3000 лет бьют источники целебной воды с небольшим содержанием лечебного радона. Его целебные свойства были известны с древних времен. Известно, что для лечения и восстановления сил местными целебными водами, бьющими из-под земли, пользовался римский военачальник Силлас, в честь которого эти воды и получили свое название.

Сегодня после многочисленных исследований стало известно и признано международными конгрессами, что минеральные воды Thermae Sylla являются идеальными для лечения ревматических заболеваний, гинекологических и эндокринологических нарушений, болезней сердечно-сосудистой системы, а также для сохранения красоты.

Богата история Эвбеи. Ученые утверждают, что остров обитаем с неолитической эпохи. Археологические находки говорят, что жили здесь люди еще в III тыс. до Р.Х., а большинство поселений было сконцентрировано в центре острова.

Во II тыс. до н.э. на острове появляется много микенских поселений. упоминает Эвбею и Гомер, употребляя ее нынешнее название, хотя ранее остров имел и другие имена - такие, как Макра и Долиха (Длинная). Жители Эвбеи принимали участие в Троянской войне (XII в. до Р.Х.)

Наибольшего расцвета Эвбея достигла в VШ-VII вв. до н.э. В эту эпоху среди независимых городов Эвбеи особенно выделялись два – Халкида и Эретрия. Оба они были богатыми, благодаря торговле, которую вели почти со всеми регионами древнего мира, и сильными, благодаря мощному военному флоту. Эти города основали колонии на Халкидики во Фракии, на Спорадах, в Сицилии и Южной Италии.

Между этими двумя городами, отстоящими друг от друга не более чем на 20 км, находилась и находится до сих пор самая плодородная равнина острова – т.н. Лелантийское поле, через которое протекает река Лелант. Эта равнина явилась причиной не только частых столкновений между двумя городами, боровшимися за обладание ею, но и войны между Афинами и Халкидой. В этой войне (506 г. до н.э.) Халкида потерпела поражение, и афиняне разместили на спорной равнине тысячи своих клерухов. Затем последовали греко-персидские войны и разгром Эретрии полководцами персидского царя Дария, а после изгнания персов здесь снова появились афиняне.

К концу Пелопоннесской войны Эвбея была захвачена Спартой, но в 378 г. до Р.Х. стала членом Афинского морского союза. В 371 г. до н.э. остров перешел под власть фиванцев, а в 350 г. до н.э. - македонян. В 194 г. до Р.Х. хозяевами Эвбеи стали римляне. Затем последовал длительный византийский период, а в 1205 году сюда пришли франки (крестоносцы). Правителем острова стал тогдашний король Салоникский Бонифаций Монферратский, который в соответствии с феодальной системой разделил Эвбею на 3 бароната.

В 1336 году островом овладели венецианцы. Они и переименовали Эвбею в Негропонт ("Черный Мост") по причине нахождения здесь знаменитого Эврипского моста. В 1470 году остров захватили турки, которые владели им более 350 лет.

Во время национально-освободительной войны 1821 года жители Эвбеи принимали участие во многих битвах, происходивших на острове, который освободился окончательно в 1829 году".

Мы приближаемся к проливу Эврип и въезжаем на большой подвесной мост. Минута, и мы уже в городе Халкида на острове Эвбея. Сразу удивляет изменившийся цвет листвы у деревьев, цвет травы – все стало более ярким, насыщенным, колоритным, словно кто-то невидимой рукой прибавил яркость и контрастность в нашем восприятии окружающего мира. Поражает и

изобилие растений: маки, огромные розы, белые душистые акации, оливы… оливы… оливы…, туя, кипарисы, олеандры, лимоны, испанский дрог, цветы… цветы…цветы…

Говорят, что греки иногда весь остров называют Халкидой. Халкида, по-гречески – медь. Здесь очень много полезных ископаемых, много и медной руды. Мудрые греки не спешат разрабатывать эти богатейшие месторождения, видимо, думают о потомках.

Замечаю вдруг, что заметно волнуюсь, сердце бьется учащенно, ведь, судя по карте, до Пркопиона меньше часа пути. Словно, читая мои мысли, Володя произносит: "Первая остановка на Эвбее будет в городе Прокопион, где находятся мощи праведного Иоанна Русского.

   До Прокопи остается несколько десятков километров. Давайте попросим брата Сергия рассказать нам о святом праведном Иоанне…"

 У микрофона оказывается очень длинный провод, Володя передает мне микрофон через ряд сидений. Уняв волнение, начинаю рассказ, который длиться до самого въезда в Прокопион.

Я рассказываю об этом удивительном русском святом, которого греки почитают, как святителя Николая Чудотворца. Рассказываю о его жизни, чудесах.

(Житие этого святого можно найти на сайте храма праведного Иоанна Русского в Кунцеве: www.ioannrus.orthodoxy.ru, размещено оно и в этой книге: Житие святого праведного Иоанна Русского).

Рассказываю и о том, что в  1990 году митрополит

Таллиннский Алексий во время своей поездки в Грецию побывал на о. Эвбея в городе Прокопион, где молился у мощей святого праведного Иоанна Русского, а через несколько дней был избран Патриархом Московским и Всея Руси. День избрания Патриарха – 8 июня, день интронизации – 10 июня, а 9 июня Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна.

 

Через несколько лет Его Святейшество вновь побывал на земле святой Эллады, и снова молился у мощей святого праведного Иоанна. По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 2003 году в Кунцевском районе Москвы построен небольшой (на 300 человек) деревянный храм святого праведного Иоанна Русского. Есть

благословение на строительство рядом с малым, большого каменного храма.  

Видимо, на острове Эвбея нет широких дорог. Жителей и туристов здесь немного. Отдыхать здесь предпочитают сами греки. Местность гористая, а потому дорога не имеет длинных прямых участков. На дорожных знаках указывают не только уклон дороги, но и крутизну его в начале и в конце спуска или подъема. В который раз отмечаю заботу о водителе.

Мы въезжаем в Прокопион. Несколько поворотов на коротких улочках города, и автобус останавливается на площади перед большим храмом. Я видел этот храм на фотографиях, но он не казался мне таким большим.

  Прошу водителя Володю, прекрасно владеющего греческим языком, войти в храм вместе со мной и быть моим переводчиком. Я везу из Москвы скромные подарки настоятелю этого храма отцу Иоанну Вернезосу, от настоятеля храма Иоанна Русского  в Москве священника Андрея Смирнова. Хочется поговорить с отцом Иоанном, передать ему

наши поздравления с Пасхой, рассказать о жизни общины московского храма, о том, что все больше людей на русской земле обращаются молитвенно к святому праведному Иоанну. Я знаю, что отец Иоанн Вернезос, узнав о том, что в Москве будет строиться храм Иоанна Русского, воскликнул: "Наконец-то!", и заплакал от радости. Теперь же я везу ему книги о святом Иоанне – издания московского храма Иоанна Русского, а в книгах есть и фотографии самого храма. Отцу Иоанну Вернезосу несколько раз являлся святой Иоанн, отец Иоанн написал книгу о чудесах, свершившихся по молитве святому, и,

возможно, сегодня я услышу о новых удивительных фактах исцелений или явлений святого. 

С волнением выхожу из автобуса. Фотографирую храм… неудачно. Снова фотографирую… кажется, опять некачественно…

Входим в храм вместе с Володей. Слева свещной ящик, за которым стоят двое мужчин, один в светской одежде, другой – в подряснике, но это не отец Иоанн, я видел его фотографию в Москве. Володя сразу направляется к свещному ящику. Надо бы пойти за ним, но мои ноги несут меня прямо, я успеваю лишь сказать: "Я сейчас подойду", и прохожу в центральную часть храма.

Слева стоит рака с мощами святого. Сегодня четверг Светлой седмицы, время, когда земные поклоны отменяются, но ноги мои подкашиваются сами собой… "Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о мне - рабе Божии Сергии грешном". В нескольких сантиметрах передо мною тело святого праведного Иоанна. Тление не взяло его. Цвет кожи потемнел лишь на ногах святого, но только в тех местах, которых касалось пламя, когда турки пытались сжечь мощи.  

Время словно остановилось… Прихожу в себя от того, что за моей спиной паломницы из нашей группы запели тропарь святому. Прикладываюсь, выхожу в притвор к свещному ящику.

Володя встречает меня нерадостным известием: "Отец Иоанн сегодня утром уехал к священноначалию, приедет только завтра. Зато здесь его сын Георгий. Пойдемте, я вас познакомлю". Но Георгий уже сам идет ко мне, заранее протягивая руку для приветствия, на его широком лице радостная улыбка. Володя наверняка успел рассказать ему, что я алтарник храма святого Иоанна Русского в Москве. Приветствуем друг друга, как старые добрые друзья. Начинаем разговаривать, Володя переводит. 

Беседа наша длиться минут 20. Все это время паломники нашей группы находятся в храме, прикладываются к мощам святого, к иконам… Вскоре паломники собираются в притворе. Неужели наше пребывание в Прокопи такое короткое?! Неужели сейчас придется сесть в автобус и ехать дальше? "Володя! Сколько времени мы еще пробудем здесь?" – спрашиваю я нашего водителя. "Не меньше часа", - отвечает он, видимо считая, что, назвав такой большой отрезок времени, обрадует меня. Но, видя мое разочарование, добавляет: "Ну, полтора… Ведь у нас еще трапеза здесь… Но не больше двух!" Я решаю не ходить на трапезу, и все отведенное на пребывание в Прокопионе время провести в храме.

Снова прикладываюсь к мощам. Я успокоился, мысли стали стройнее. Как долго думал я, как обращусь к святому в своей молитве, а она у меня 20 минут назад совсем не получалась, быть может, получится сейчас?... 

Георгий теперь находится рядом со мной. Спрашиваю его жестом, можно ли фотографировать в храме? (Володя с другими паломниками покинул нас, видимо пошел трапезничать. Переводить теперь некому). Георгий радостно кивает мне, и тут же предлагает сфотографироваться у мощей.

Время течет по-другому, я замечаю, что не контролирую его, не могу ответить: сколько минут прошло после того, как ушел наш водитель – 20, или 50. Я не

заметил, как отошел куда-то Георгий, увидел его только тогда, когда он принес мне небольшой целлофановый пакет с подарками – пузырьками с маслом от мощей святого и заламинированными с кусочками плата, лежавшего на мощах, иконками праведного Иоанна Русского.

Снова прохожу по храму, снова приближаюсь к мощам святого. Сейчас на стекле, закрывающем раку, лежит икона праведного Иоанна, приобретенная мной в иконописной лавке в Метеорах.

Справа от мощей висит прикрепленная к колонне клюка – это палка, с которой 18 лет, согнувшись почти до земли, ходила старуха Спаке из села Френаро, получившая здесь полное исцеление от своей болезни.

(Об этом чуде и многих других чудесах по молитве праведному Иоанну Русскому можно прочитать на сайте www.ioannrus.orthodoxy.ru, или в этой книге, обратившись к ссылке ЧУДЕСА).

Мне кажется, что время, отведенное нашей группе на пребывание в Прокопи, истекло. Я выхожу в притвор, снова подхожу к Георгию, показываю на запястье левой руки. Мой жест понятен: "Очень сожалею, но время"… Георгий разводит руки в стороны: "Что делать?" Мы говорим друг другу добрые слова, к сожалению, не понимая дословно произнесенного другим, но мы понимаем друг друга сердцем. Улыбаемся, кланяемся и обнимаемся на прощание, как братья. Мы и есть братья, братья во Христе. Теперь будем молиться друг о друге.

Некоторые фотографии, сделанные в этом храме оставляю без комментария:

 

 

 

 

 

 

 

Выхожу из храма. Наш автобус еще стоит на другой стороне улицы, в нем никого нет. Не спеша, обхожу храм, фотографирую. Решаю отойти подальше, чтобы все здание храма попало в кадр, и вдруг слышу знакомые голоса наших паломников: "Брат Сергий! Идите к нам, мы здесь, в таверне".

Недалеко от храма расположилось сразу несколько таверн, но группа наша выбрала почему-то не ближайшую, а только четвертую, если считать от храма. "Здесь официантка русская", - объясняют мне, - "Выбирайте пока, что будете заказывать. Сейчас она подойдет."

В углу длинного зала таверны висит икона праведного Иоанна Русского и две большие фотографии в рамках. "Нам рассказали, что на одной фотографии изображен храм в Прокопи сразу после постройки в 20-е годы прошлого века, а на другой – тот самый храм, в котором хранились мощи святого Иоанна еще на турецкой земле", - рассказывают мне восторженно наши паломницы. 

Ко мне подходит русская официантка. "Давно вы здесь?" – спрашиваю я. "Семь лет в Греции, и шесть здесь

в Прокопи. Что будете заказывать?" Все наши уже почти закончили трапезу. Я не хочу всех задерживать, а потому прошу принести мне то, что не нужно готовить. Через минуту передо мной на столе оказывается греческий салат и какая-то рыба. А минут через 10 мы уже выходим из таверны и направляемся к автобусу.

 Я успеваю еще раз обойти храм. Фотографирую колокол, установленный на три опоры. Рядом стоит чей-то бюст. Кто это? Ныне здравствующий человек или давно прославившийся своими добрыми делами, не даром же его бюст поставили у храма? Надо будет спросить у Володи.

Садимся в автобус. Володя тут же берет микрофон и спрашивает: "Брат Сергий! Может быть расскажете нам еще что-нибудь?" "Конечно расскажу", - соглашаюсь я, - "Только чуть попозже. Дайте перевести дух".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz