АФИНЫ Афины – город, причудливо сочетающий историю и современность, европейскую внешность и античный подтекст, город, где история не просто стоит в музеях, а валяется под ногами, как придорожные камни; город, совместивший пространство и время в некую неразрывную категорию жизни. Каждый проводит время в Афинах по своему вкусу, и для всякого гостя в Афинах существует особое, уникальное лицо города: для профана в культуре – и для утонченного эстета, для бизнесмена – и для туриста, для праздношатающегося зеваки – и для приехавшего из профессиональных интересов, для влюбленной пары – и для закоренелых холостяков, – для каждого человека Афины существуют в каком-то особом, уникальном ракурсе, известном и доступном только ему одному. Здесь можно ознакомиться с достопримечательностями за пару дней, а можно этому посвятить неделю, можно изучать исторические памятники и музейные экспозиции, а можно и просто побродить по городу или посидеть в какой-нибудь таверне – в любом случае вы окажетесь в выигрыше. В этом месте история и повседневность переплетаются так тесно, что создается неповторимый аромат, который чувствуется всегда и повсюду: от музейной залы – до самого заурядного переулка, от мраморных коллонад античных храмов – до потертых столиков обычной греческой кофейни. Афины имеют очень древнюю историю, восходящую еще к эпохе неолита, когда на том самом холме, где впоследствии был выстроен Акрополь, появилось первое поселение. Со временем поселение стало городом , а к XIV в. до Р.Х. – одним из крупных экономических и политических центров Аттики. В X в. Вследствие народных восстаний изменился государственный строй: вместо традиционных царей-анаксов к власти пришла власть гражданского большинства (демоса), которая, по сути, была властью небольшой верхушки – самых влиятельных и состоятельных людей города – аристократов. Позднее простым гражданам удалось добиться расширения прав в народном собрании. Т.о. сформировалась система управления, известная сейчас как демократия. После этого в истории Афин было еще много небывалых взлетов и столь же головокружительных падений. В 480 г. до Р.Х. персидское нашествие прокатилось по Аттике: Афины были сожжены дотла, а жители бежали под защиту тогда очень мощного афинского флота на Саламин. Афиняне в союзе с другими греческими полисами разбивают персов на море и на суше, а остатки персидского войска с позором бегут в Азию.Афиняне сумели восстановить город и возглавить оборонительный союз греческих полисов, став, тем самым, наиболее могущественным государством греческого мира. Наступает классическая эпоха (V в.) – время экономического и культурного расцвета Афин, но также и время распрь и внутренних войн между греческими полисами. Афины терпят поражение в Пелопонесских войнах и теряют свое политическое влияние в Средиземноморье. Затем, уже после эпохи македонского владычества, когда Афины входят в состав Римской Империи, они вновь занимают главенствующее положение в Европе, но уже по культурному значению. Весь город превращается в огромный университет – вместилище ранообразных философских школ и риторических училищ, место постоянных диспутов и формирования философских систем предмет восхищения и зависти интеллектуалов всего античного мира. В византийское время Афины медленно угасают, полностью потеряв былой авторитет культурного центра Европы. Ко времени Крестовых походов, а позднее – турецкого нашествия (1456), Афины уже были маленьким провинциальным городком с позабытым прошлым и без какого-либо будущего. Но древние развалины Парфенона всегда оставались драгоценным символом для греческой нации. После греческого восстания 1821-1830 г. Афины вновь становятся столицей возрожденного греческого государства и приобретают черты современного индустриального европейского города, не теряя, впрочем, и своего исторического лица. Христианские памятники Афин. Афины – центр классической культуры и колыбель современной цивилизации – наиболее славны памятниками античного времени. Тем не менее город имеет и свою христианскую историю, тесно переплетающуюся с наследием классической традиции – не случайно самые древние из ныне существующих христианских храмов Афин построены на фундаменте языческих святилищ, а некоторые из них прямо располагались в зданиях древних храмов, как, например, это было с храмами Парфенона, Гефестейона и Эретрейона. В ранневизантийское время, когда афинская философская школа еще считалась эталоном высшего образования, здесь учились самые знаменитые христианские богословы и Отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. В период догматических споров, разделявших Церковь в IV-V вв. мнение этих отцов считалось наиболее авторитетным, а их голос оказался во многом определяющим для развития христианского вероучения. Так случилось не только потому, что они были выразителями церковного сознания, но и в силу того, что они являлись одними из наиболее образованных людей своего времени, в совершенстве знавших античную культуру и тонко ее понимавших, мысливших и говоривших ее категориями. Василия его современники за неотразимость аргументации и красоту речи называли «божественным», Григорий Богослов знал классическую литературу настолько, что сам писал прекрасные стихи на древнем гомеровском диалекте, а Иоанна его учитель-язычник, будучи сам знаменитым ритором и главой школы, прочил в свои преемники. В более позднее время Афины постепенно приходят в упадок: центры образования окончательно смещаются в столичный Константинополь и блистательную Александрию. Печальный итог многовековой культурной традиции Афин подвел известный указ императора Юстиниана, закрывший в 529 г. языческие школы и училища. После этого Афины надолго исчезают с культурной сцены Европы, но христианская жизнь идет своим чередом: появляются новые монастыри и храмы. Некоторые из них сохранились до нашего времени: небольшая, но впечатляющая своей древностью и изяществом архитектуры церковь св. Элевферия, храм святых Феодоров, церковь Капникарея с замечательными фресками и др. Также представляют интерес старые монастырские обители Кесариани и Дафни, особенно церковь монастыря Дафни и ее редкостные мозаики – классический образец византийского искусства вообще и средневизантийской мозаики в частности. Любитель христианских древностей также не пройдет мимо Византийского музея с его небольшой, но со вкусом подобранной коллекцией икон, мозаик, и росписей.
|